Сайт доступен по адресам: http://madrovers.blogspot.com или http://madrovers.org.ua

28.3.07

 

ТРЕТИЙ ТАЙМ

Массовые драки, разбитые лица фанатов, испуганные москвичи, оказавшиеся на пути агрессивных болельщиков. Матч ЦСКА—«Спартак» за Суперкубок-2007 открыл новый футбольный сезон. Обошлось без трупов, но фанаты обещают нам «веселый» в этом плане год.

Околофутбол

«В России нет еще пока команды лучше «Спартака»!» Пугая пассажиров ударами кулаков по потолку, подвыпившие спартаковские болельщики орут древнюю речевку в переполненном вагоне метро, направляющемся к «Спортивной». Двое рослых солидных мужчин в красно-синих «армейских» шарфах, оказавшиеся у задних дверей, подыгрывая «мясу» (болельщикам «Спартака»), в шутку меняют слово «лучше» на «хуже». Возникает потасовка, и «коней» (болельщиков ЦСКА) пинками выкидывают на следующей станции: силы в данном случае оказались неравными. Вальяжные милиционеры с рациями и хрупкие срочники с дубинками, оккупировавшие платформу, отводят от избитых глаза. «Мясная» толпа, ругаясь и показывая «факи» поднявшимся с мрамора «коням», с гоготом едет дальше.

«Смерть «мясу»!» — с такими криками человек десять молодых людей в модной одежде, но без фанатской атрибутики, залетают в вагон на станции метро «Библиотека имени Ленина». В отъезжающем поезде начинается потасовка: «кони» с остервенением молотят не ожидавших нападения бело-красных фанатов «Спартака» и выскакивают на «Кропоткинской». Десяток опешивших от наглости «спартаковцев» вытирают разбитые носы своими красно-белыми шарфами, всем своим видом давая понять, что в долгу не останутся.

По данным московской милиции, 3 марта в день Суперкубка в городе произошло 20 потасовок. Умножив на 10, получим реальную картину фанатских битв. В основном дрались на станциях метро и на вокзалах, куда приезжали подмосковные фанаты ЦСКА и «Спартака». В десятке вагонов метро Сокольнической и Калужской линий хулиганы разбили стекла, покорежили сиденья и расписали маркерами стены. Милиция в локальные потасовки болельщиков предпочитала не вмешиваться. Главные схватки произошли на станциях кольцевой линии метро. На «Добрынинской» из-за массовой драки даже прерывалось движение: там пришлось очистить от разбушевавшихся фанатов и пассажиров целый поезд, который затем отправился в депо. На поверхности самая крупная массовая драка, в которую все же решили вмешаться милиционеры, произошла за несколько часов до игры под Северянинским мостом на Ярославском шоссе. Стенка на стенку сошлись около 200 человек. Задержали только 40: остальные благополучно скрылись от стражей порядка во дворах. После матча, который со счетом 4:2 выиграл ЦСКА, в районе Лужников было задержано около 60 нетрезвых болельщиков обоих клубов и хулиганов, разбивших по пути к метро несколько десятков стекол в окнах первых этажей жилых домов.
— Есть трупы? Нет трупов. Значит, наша миссия выполнена, — сказал через несколько часов после матча возвращавшийся из Лужников милиционер, отвечая на вопрос «Профиля» о том, почему милиция пассивно стояла в оцеплении и практически не пресекала хулиганские стычки до и после матча.

«Заряд энергии»

— В наши разборки менты вообще предпочитают не вмешиваться. Боятся они нас, да и где мы будем биться, они не знают. Был у нас один стукач, который пару раз слил инфу кому не надо. Больше его нет, — рассказывает Тимур, член одной из спартаковских фанатских группировок. Невысокий 18-летний паренек в очках.

Мы сидим с ним в кафе недалеко от станции метро «Новогиреево». На плазменных панелях показывают матч Кубка УЕФА «Сельта»—«Спартак». Москвичи только что пропустили гол, и судя по тому, что они еле-еле передвигают на поле ноги, отыграться им не удастся. Но результат, который покажет любимая команда, для Тимура и его друзей вторичен.

В заведении человек 40 фанатов: молодежь 16—20 лет. Никаких красно-белых шарфов, спартаковских флагов. Здесь собрались фанаты другого уровня, презирающие «клоунов», резвящихся на стадионе. Сами они называют себя «настоящими» фанатами. Отличительная черта — клетчатые коричневато-бежевые кепки и шарфы, а также неброская, но дорогая одежда модных в молодежной среде марок. Болеют эмоционально, но лишь несколько членов группировки пьют пиво. Остальные потягивают чай и газировку.

— У нас вообще не принято бухать на мероприятии, — поясняет Тимур, который в этом году закончит кулинарный лицей. Сейчас он подрабатывает поваром в китайском ресторане в центре Москвы. — Мозги должны работать четко. Иначе ты труп. Бухают пусть «клоуны». Мы же — люди серьезные.

Группировка, в которую входит Тимур, объединяет спартаковских болельщиков, живущих в основном в Перово, Новогиреево, Новокосино. Имеет название, которое известно только своим. У каждого фаната — кличка для внутреннего пользования. Ее не знают даже близкие друзья и ровесники, не входящие в группировку.

— Попасть к нам трудно, а уйти от нас почти невозможно, — с гордостью говорит Тимур, явно повторяя чьи-то слова.

Стать членом группировки, действительно, сложно. Для этого нужно принять активное участие не в одной драке. Чем жестче проявишь себя во время побоища, тем быстрее вольешься в стройные ряды «настоящих» фанатов. По словам Тимура, задачу на каждый матч «Спартака» перед ними ставит лидер. Обычно по электронной почте или SMS сообщает место очередной пред- или послематчевой схватки с врагами.

— Если у «Спартака» выезд (матч в другом городе. — «Профиль»), то те из нас, кто может, просто едут поддержать команду и дать местным по морде, чтобы боялись в следующий раз. Добираемся до места сами, часто на электричках. Поэтому на дальние выезды мы не отправляемся. Максимум — это Ростов-на-Дону, Казань, Питер. В этом году в Москве будут серьезные события. «Коням» придется несладко. «Татарам» отомстим: они нас в прошлом году в электричках стали отлавливать и бить. Теперь будем умнее. Да и в Питер планируем хороший выезд. «Бомжи» (болельщики Зенита». — «Профиль») его надолго запомнят. В общем, весело будет. Другие пацаны тоже должны подключиться.

— А зачем это надо-то? Вы тратите свое время, деньги, ранения получаете...

— Ты не понимаешь! — Тимур на минуту задумывается. — Ладно, из безобидного. Вот представь. Станция метро «Фрунзенская». До матча пара часов. Мы выстраиваемся в линию в два ряда и под We will rock you медленно идем по станции к эскалаторам. Народ в испуге ныряет в поезда. Менты ничего сделать не могут: мы же ничего не нарушаем. Все собравшиеся там фанаты — и наши, и «конявые» — в шоке, они не понимают, за кого мы. Знаков отличия-то нет! У них в глазах страх. Все длится минут 5, но ты ощущаешь такой заряд энергии, власть! На стадионе, кстати, такого не получишь.

«Работа» с болельщиками

— А когда вы последний раз видели драку на стадионе? — отвечает вопросом на вопрос «Профиля» Сергей Аксенов, пресс-секретарь ФК ЦСКА. — На самом стадионе их почти не бывает. Вообще, фаны ведь многообразны. Их приблизительно 7 группировок, точнее, движений, которые создаются по интересам. И вместе они не представляют собой единой армии. Президент нашего клуба Евгений Гинер постоянно встречается и общается с авторитетными болельщиками, особенно перед топовыми матчами. Перед последним матчем ЦСКА—«Спартак» собирались и правоохранительные органы, и представители фанатских движений, проводилась серьезная беседа. Все направлено на то, чтобы на самих матчах был порядок. Заметьте, сейчас и файеров стало намного меньше, стычек на матчах нет — это все реальная работа клубов!

По словам Аксенова, при ЦСКА создан Клуб любителей спорта.

— В нем работают некоторые авторитетные (если можно так говорить применительно к этой сфере) болельщики — люди из фанатских движений, — говорит он. — Они имеют вес в этой среде. Клуб решает, как лучше поддерживать любимую команду. Баннеры, флажки и флаги, кричалки — все ярко, громко, красочно, остроумно. Одним словом это называется support.

Подобные фан-клубы есть и у остальных ведущих российских команд. Но, несмотря на профилактическую работу клубов и милиции, драк, связанных с футболом, становится все больше. Фанатствующие хулиганы, действительно, в последнее время перенесли боевые действия подальше от стадионов. Сейчас организованные дружины, которые бьются друг с другом, есть среди фанатов ЦСКА, «Спартака», «Динамо», «Зенита», «Локомотива», «Москвы».

— Традиционно стоит вопрос об обеспечении безопасности матчей, так как люди, посещающие стадионы, должны быть защищены от хулиганов и агрессии не только на аренах, но и в транспорте, на улицах города, — признал-таки на прошлой неделе министр внутренних дел России Рашид Нургалиев на совещании по обеспечению безопасности на футбольных матчах в 2007 году. Он заявил, что милиция сейчас практикует не только предупредительные меры, но и ориентируется на совместную работу со службами безопасности клубов и представителями официальных фанатских объединений. В качестве положительного примера министр отметил взаимодействие с фан-клубами «Локомотива» и «Динамо». Нургалиев призвал Российский футбольный союз вместе с лигами, общественными объединениями и фан-клубами совместно решать вопросы безопасности, а также привлекать молодежь в организованные группы болельщиков.

Мощная сила

Однако молодые хулиганы вовсе не горят желанием вступать в ряды официальных объединений, которые, по словам «настоящих» фанатов, только и могут, что скандировать речевки, проносить на стадион запрещенные файеры да вывешивать оскорбительные для команды cоперника баннеры.

— Всего несколько лет назад на трибунах появились люди, на которых нельзя было увидеть ни шарфов с цветами клуба, ни другой атрибутики, — говорит Вадим Сидоров, фотохудожник, в фанатских кругах известный как Сироп. Он один из организаторов их движения в 90-х. — Это зашифрованные хулиганы в клетчатых рубашках, белых кроссовках.

— Такие серьезные группировки устраивают стычки только в специально отведенных для этого местах, — поясняет 19-летний Федор Пономарев, болельщик ЦСКА. — Только с теми, кто дерется, и победа над ними будет так же котироваться. Победа, которая может принести славу отряду бойцов. Футбольно-фанатское движение плохо приемлет левых людей. Сплоченность, конспирация, даже армейская дисциплина. Сколько их? Основа на основу (все на всех), конечно, выходят крайне редко. Это было бы примерно 600 на 600 человек. Но вот в прошлом году после Суперкубка-2006 была стычка у метро «Улица 1905 года»: около 900 человек. А так 20 на 20, 50 на 50 — по-разному.

Подобные фанатские группировки — это организованная «убойная сила» в несколько тысяч человек, всецело подчиняющаяся своему руководству. Их можно использовать в политической борьбе, особенно в предвыборный год. Конечно, они чаще действуют в двух столичных городах. Но отметим, что и политическая жизнь в России в основном кипит в столицах.

— Связь фанатства и фашистских/антифашистских течений — в самом деле проблема, — утверждает Руслан Дубов, в прошлом ярый фанат «Спартака», а ныне журналист, один из ведущих экспертов по фанатскому движению в России. — Национализм, как в России, так и в Европе, существует. Достаточно посмотреть на татуировки молодежи и сразу становится все понятно. Конечно, «антифа» — это отдельное направление, происходит его вливание в фанатскую среду. Нельзя еще и забывать, что в каждой группировке есть стукачи, поэтому все действуют предельно осторожно. Фанатов эксплуатируют в массовых акциях, примером тому может служить «Русский марш». Околофутбольная жизнь — это нечто иное, это своего рода явление. Необходимо ведь учитывать, что футбол бывает один раз в неделю, а то и раз в две недели. Между матчами люди тусуются, проводят вместе время. Однако фанаты — это вовсе не сила, как принято думать. Они между собой-то подчас разобраться не могут. Я сам был несколько раз свидетелем, как члены одной группировки выясняли отношения друг с другом. Бодаются внутри себя, делают «зачистки». Поэтому думать о фанатах как о сплоченной, четко дисциплинированной группе — бред. Но если, конечно, пойдет финансирование со стороны, тогда — да.

Правоохранительные органы России обеспокоены влиянием экстремистов на фанатов. Но пока ограничиваются лишь призывами. «Мы не должны допустить использования фанатов в качестве пехоты для сомнительных целей экстремистских группировок», — констатировал на совещании Рашид Нургалиев.

— Я лично не согласен с тем, что футбольные фанатские движения связывают сейчас с фашистскими и антифашистскими, — оппонирует Сироп. — Молодежь всегда была политизирована. А фанатские движения притянуты к политике за уши. Политикой может заниматься каждый. Если человек может заводить целые трибуны, вести за собой людей, то почему бы ему в рабочее время не заняться, например, политикой? В одной компании могут оказаться фашисты, коммунисты, демократы, байкеры... Но я не могу себе представить, что все фанаты дружно идут и вступают, например, в РНЕ.

Хотя, по словам Сиропа, сам футбол — это изначально драка с мячом: стенка на стенку.

— Твоя команда должна побеждать во всем! Даже в этом, так называемом третьем тайме, — говорит Сироп. — Очень часто забывается итоговый результат матча, на зато бурно обсуждаются подвиги в третьем тайме. У нас есть, конечно, своя личная манера болеть — у каждой страны она есть. Хотя наши болельщики всегда были смесью английской и итальянской манеры. Чокнутые турки, к примеру, всегда ходят с ножами, а греки, если им ввести какое-либо ограничение, тут же разнесут всю полицию, хотя такой дикой вражды между клубами, как у нас, у них нет.

— Не надо делать из всех футбольных фанатов бандитов, — подчеркивает Руслан Дубов. — Замес творят сейчас только малолетки — от 17 до 20 лет. Менты их боятся. Так, поодиночке в метро, могут отловить. ОМОН иногда дубасит, причем им параллельно, парень или девушка — всех подряд мочат и без разбора. Девушки, кстати, — самое страшное, что есть в футбольно-фанатском движении. Они настолько бывают свирепы и жестоки в драках, что даже мужчины иногда боятся вмешаться в столкновение между ними.

— А «бомжи» вообще убивают, — возмущенно говорит 23-летняя Екатерина Баршева, фанатка ЦСКА с шестилетним стажем. — Причем с каждым годом все больше и больше. Конечно, они у себя дома, поэтому творят, что хотят! Мы их встречаем по-человечески — на кулаках, а они нас встречают на ножах. Да еще и отлавливают нас по одному, по два. В прошлом году двух наших у метро замочили. Нас долго таскали по отделениям милиции в Питере, но убийц, насколько я знаю, так в итоге и не поймали.

Кстати, именно питерские фанаты, как считается в фанатской среде, наиболее тесно связаны с фашистским движением. Лидер экстремистской группировки Mad Crowd Руслан Мельник, которого в декабре 2006 года приговорили к трем с половиной годам лишения свободы за создание преступного сообщества для совершения преступлений по мотивам расовой вражды, вышел как раз из среды фанатов. Там же он набирал и своих «бойцов». Именно из-за таких настроений, по словам некоторых болельщиков «Зенита», в команде до сих пор нет ни одного чернокожего футболиста, а два корейца появились только после прихода на должность главного тренера Дика Адвокаата.

В «Зените» вопросы контроля за фанатами традиционно решаются через организацию болельщиков «Невский фронт». Именно ее руководители, сумевшие созвать «круглый стол» с участием менеджмента клуба и питерского ГУВД, добились таких привилегий, каким могут только позавидовать фанаты других клубов. Например, «Невский фронт» своими силами обеспечивает безопасность в тех секторах «Петровского», где сидят зенитовские «ультрас». Также его представители могут легально проносить в сектора файеры и жечь их (при условии, что факелы не полетят потом на футбольное поле).

— В настоящее время мы удовлетворены тем, как развиваются наши отношения с болельщиками, — говорит пресс-атташе «Зенита» Алексей Петров. — В Петербурге принято доверять тем, кто поддерживает клуб и в плохие, и в хорошие времена, и мы будем прилагать дальнейшие усилия к тому, чтобы болельщики чувствовали себя все более свободно.

Правда, в последнее время эта «свобода» приносит «Зениту» все больше проблем. Последние же события в Италии, где в феврале от рук футбольных хулиганов погиб полицейский, судя по всему, поднимут радикальный фанатизм в Питере на новый уровень. — В этом сезоне мы должны наконец показать «конявым» и «мясным», что Питер первый не только на футбольном поле, но и за его пределами, — говорит фанат радикальной группировки Jolly Newsky, попросивший называть его Владимиром.

— Мы этих гадов будем не только в электричках мочить, но и даже в Москву «пробьем» перед выездом, чтобы поймать их на вокзале перед отъездом в Питер и отоварить.

Фашистско-расистскими настроениями отличаются и многие фаны ФК «Москва». Во время матчей они часто вывешивают баннеры с расистским подтекстом.

Фаны в клетке

Если все так и будет продолжаться, то в этом сезоне чемпионат России наверняка будет омрачен человеческими жертвами, которые милиция и прокуратура уже не спишет при расследовании, как это обычно бывает, на бытовые убийства.

Возможно, российская милиция ничего не может сделать с фанатами и потому, что силовые меры просто неэффективны. Фанатов-хулиганов они только заводят, нормальных болельщиков — напрягают.

— Вспомните, что было еще 10 лет назад — брандспойты, поливающие болельщиков водой, ОМОН, влетающий в сектора. В результате — несчастные случаи, травмы, взаимное недовольство болельщиков и милиции. На мой взгляд, те меры по обеспечению правопорядка себя исчерпали, — говорит глава РФС Виталий Мутко. — К сожалению, милиция не всегда воспринимает болельщиков как добросовестных людей, которые приобрели билет и желают увидеть зрелище. Зачастую болельщик не хочет посещать стадион из-за большого количества кордонов и утомительного досмотра. Нам в этом году необходимо создать единую рабочую группу, чтобы сформулировать новые правила. Нам необходимо изменить закон о безопасности, с тем чтобы ответственность за правопорядок несли не только милиционеры, но и клубные структуры — службы безопасности, стюарды и так далее.

В РФС уверены, что необходимо создать единые требования не только в отношении болельщиков, но и в отношении милиции. Кроме того, РФС настаивает на введении требований по обеспечению безопасности болельщиков во всех городах страны.

— В Москве эти требования действуют в отношении всех столичных клубов, но когда болельщики приезжают в Ростов, их сажают в сектор вперемешку с милицией, в Казани всех забивают в сектор, похожий на клетку, который запирают на ключ. В этом вопросе должно быть единообразие и уважение прав людей, — заметил Мутко.

Пока же остается посоветовать жителям городов, где есть популярные футбольные команды, ради собственной безопасности не появляться в дни принципиальных матчей в районе стадионов. Да и просто быть осторожными: невинными жертвами фанатских разборок может стать любой, очень далекий от футбола человек. Особенно это касается Санкт-Петербурга и Москвы. Ведь МВД России официально считает матчами повышенного риска все поединки с участием «Спартака», ЦСКА и «Зенита».


http://www.profile.ru/
КОНСТАНТИН ГЕТМАНСКИЙ, ПОЛИНА РУСЯЕВА
В подготовке материала участвовал Александр Макаренко

Отправить комментарий

<< Вернуться на главную страницу сайта Mad Rovers [Arsenal Kharkov Crew] (Фанаты ФК Арсенал Харьков)